Сайт МБДОУ детского сада комбинированного вида № 3

ст. Кущевской
Наша Фотогалерея
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мыслительные способности ребенка Скачать

Психологические проблемы дошкольного возраста

Демонстративные дети.

Демонстративными в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Демонстративных людей легко узнать – они чрезвычайно ярко, крикливо одеты, любят экзотические наряды, так как для них очень важно, чтобы их внешность выделялась из толпы, бросалась в глаза. В компаниях они стремятся быть душой общества (и часто этого добиваются).

   Обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы не шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения. Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, так как главное для него - непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком.

   Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Такие дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни. Пряжки и т. п.).  Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, примеряют одежду взрослых.  Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку.  В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

      Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, он кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого количества тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

Когда демонстративный ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно относится к этой ситуации, так как есть возможность проявить себя перед этим человеком. Но контакт гарантирован, если обследующий даст понять, что ребенок ему понравился, похвалить его. В этом случае через несколько минут ребенок может сообщить о себе массу сведений. После каждого задания необходимо похвалить ребенка, иначе он может отказаться от последующих.

Первое, что должны помнит взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию.  Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая,как она ему идет, и.п. , что может способствовать усилению демонстративности.

Необходимо  найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

Для профилактики негативистической демонстративности, взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самой тяжелое наказание для ребенка-отказ от общения с ним.

 

 

Психологические проблемы дошкольного возраста

Вербализм

Вербализмом в психологии называют особый тип познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления ( особенно наглядно-образного).

   Вербальные дети часто привлекают себе повышенное внимание взрослых – они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Это очень «светские» дети- они охотно беседуют на разные темы (причем предпочтительно со взрослыми), поражая при этом неискушенного собеседника необычной, не по возрасту информированностью, эрудицией. При непродолжительном контакте вербальный ребенок может произвести впечатление очень смышленного, развитого. Однако опытные педагоги зовут таких детей демогогами, и это справедливо. Вербальный ребенок-это колосс на глиняных ногах, так как у него нарушено развитие познавательных процессов, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности даже при выполнении самых простых заданий на наглядном материале.

 Когда такой ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно настроен: активно общается с консультантом, начиная задавать вопросы уже с порога (причем часто не дожидаясь ответа). Это закономерно, так как вербализм часто сопровождается повышенной демонстративностью. Если взрослый предлагает выполнить какое-либо задание, ребенок активно соглашается, но не делает его, рассказывая вместо этого различные истории.

 Для детей с вербальным типом развития характерны следующие особенности выполнения заданий диагностических методик. Наблюдаются низкие результаты выполнения заданий, направленных на диагностику развития наглядно-образного мышления, особенно связанных с необходимости вычленения пространственных параметров объектов, так как вследствие деформированности развития предметной деятельности у этих детей недостаточно сформирована способность к анализу форм предметов и их взаиморасроложения.

 Задания рисуночных методик («Рисунок человека», «Рисунок семьи») не выполняются самостоятельно, без побуждения обследующего. Ребенок при этом может говорить на различные темы. Рисунок выполняется при этом, как правило, на низком уровне. Поскольку высокий уровень развития речи дошкольника привлекает повышенное внимание окружающих, которые, как и родители, положительно оценивают его достижения, вербализм, как правило, сочетается завышенной самооценкой.

 Другой симптом, сопровождающий вербализм,-инфантильность, негибкость мотивов общения, их бездейственность. Ребенок лишь формально вступает в контакт, используя его как повод поговорить, «себя показать», при этом совершенно не учитывая интересы и потребности собеседника.

  Рассмотрим истоки возникновения вербализма. Известно, что он формируется уже в раннем дошкольном возрасте, в тех случаях, когда основным средством общения ребенка со взрослым становится слово вне предметного контекста. Родители такого ребенка обычно склонны смещать акцент с основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование и т.п.),вносящих главный вклад в умственное развитие дошкольника, на развитие речи, которая рассматривается ими как один из важнейших показателей высоких умственных способностей. Именно поэтому он прилагает значительные усилия, направленные на то,, чтобы ребенок научился гладно и четко говорить, а способствующие умственному развитию виды деятельности оставляют в тени. К сожалению, в последнее время формирование вербализма связанно не столько с сознательной установкой родителей на усиленное развитие речи, но и с социальной ситуацией: игры и занятия с детьми занимают много времени, а поговорить можно и в транспорте, и на прогулке,  и перед сном.

   Неудивительно, что в результате такого общения у ребенка формируется устойчивая тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет её вербальной., так как. Во-первых, он в ней успешнее, а во-вторых, получает высокую оценку взрослых. Вследствие этого нарушается развитие предметной деятельности, она постепенно вытесняется вербальной активностью. Отметим, что наряду с социальными причинами формирования вербализма есть и природные предпосылки.

 При работе с родителями вербальных детей необходимо разъяснить им угрозу, которая таится в таком типе развития, поскольку они высоко оценивают умственное развитие своих детей и не склоны доверять сразу выводам психолога. Общая рекомендация родителям сводится к следующему: необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности. Это могут быть занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и т.д. Специфика вербализма определяет и структуру таких занятий- слово должноактивно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием. Например, если ребенок рассуждает о кошках вообще, можно предложить ему нарисовать кошку, слепить её из пластилина, выполнить соответствующую аппликацию и т.п.

  Следующая рекомендация связана с изменением стиля общения родителей и педагога с ребенком. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов.

   И последнее. Чаще всего к  вербализму склонны дети, не посещающие детский сад, растущие во взрослом обществе.

Педагог-психолог Бондаренко М.И.

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Скачать

Памятка для родителей "Как правильно общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым и успешным" Скачать

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта. Скачать

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018